?

Log in

No account? Create an account
Задумчивые Тэмы

Размышления у парадного подъезда

У меня в журнале есть метка "Правда из личного дела". Она объединяет посты, которые мне очень дороги, потому что это "правда" и из "личного". Всё там написанное практически граничит с душевным стриптизом. И всякий раз, когда я начинаю их писать, меня неизменно мучает вопрос "а кому это надо?". Можно ответить, что это надо мне, просто чтобы "проораться на воздухе", но это было бы не правдой. Мне хочется чтобы у тех, кто читает эти посты, возникло желание поговорить на тему. А потом желательно ещё и сделать что нибудь для того, чтобы ситуация хотя бы чуть-чуть изменилась. Наверное, прав был товарищ БББ (легенда старого Эгладора, дяденька Батыршин) - пропал во мне комсомольский лидер...Однако, к делу.



"Стала грязью кровь, стала гнилью вода
А глазницы и души забиты золою.
Но пока в небесах хоть одна есть звезда
Этот мир ещё жив. Уходи же, воин..." (с)


Последним пинком, для написания этого поста была статья про Башлачёва, если кому интересно - ссылка тут. То, что будет написано дальше, к статье наверное прямого отношения не имеет. Скорее это результат долгих асоциаций и извилистых размышлений...
Вот например, подумалось мне, что я своих учеников обрекаю на страшное - стучатся в сердца людей. При этом разывая на части своё собственное. Стучатся, и получать в ответ "а у вас песни нудные" или "а чо такая гармония то примитивная?", или ещё лучше "на кой хрен весь этот ваш пафос? живём то мы не в ваших сопливых сказках!". Тут мне можно ответить, что "кому надо - услышат". Не спорю. Но беда в другом - тех, "кому надо" становится всё меньше. А ещё есть те, кто слушает, и может быть даже что-то слышит. Но продолжает жить как удобно. Чётко различая "жизнь" и "фантазии".
Слишком много стало людей, которые спрашивают: "А вы у кого вокалом занимались и как долго?". И на мой ответ, что я никогда не училась петь ( в современном понимании регулярных занятий с педагогом), брезгливо морщат нос и удаляются. Беда не в том, что такие люди есть, и что они удаляются. А в том, что их стало слишком много. Потому что вокалом теперь занимаются, как фитнесом. Так на всякий случай - я не утверждаю, что учиться - это плохо. Меня очень беспокоит, что вокруг остаётся всё меньше интересных и индивидуальных людей. Большинство проходит через систему, и становятся "как все", "хорошо, в пределах нормы". А песни при этом становятся гладкими, отрепетированными и пустыми. Как лакированая шкатулка с фальшивыми брилиантами. Всё блестит, радует глаз, но стоит - пятак в базарный день. А люди привыкают, и возникают новые стандарты. Кричать, чтобы докричаться давно не в моде. Протестовать против удобства быть обывателем - Бог с вами, кому это надо! Романтика, вера в любовь, дружбу и иные миры - это строго до 25-ти, не старше! (а лучше даже до 21, чтобы не пропустить удачный старт карьеры). В моде сытость, надёжность и обеспеченность. Чтобы можно было "вложиться в хобби", потому что индивидуальные занятия с педагогом в свободное от работы время - удовольствие модное, но не дешёвое.
А ещё очень популярна "стандартизация" жизни. "У тебя всё, как у всех", "исключений не бывает", "это случается со всеми, через это надо пройти". А на твой сдавленный крик: "а если у меня всё иначе?!!", тебе покровительственно улыбаются и говорят "не надо, не приувеличивай".
Вот и возникает вечный, и уже почти попсовый вопрос "как жить дальше". Дело пахнет моим давним кошмаром - финалом сказки "Кузнец Большого Вуттона". Уйти из волшебной страны, повесить плащ на гвозьдь и уступить дорогу. Только вот ещё страшней выходит. Дорогу надо уступить не одарённому младшему, а полированной попсе. Которая выросла на наших песнях, наелась, окрепла и отправилась покорять большой мир. Чувствую себя индейцем, которого медленно, но уверенно теснят в резервацию. Иногда бывает удивительно тошно от того, что дожила до сегодняшнего дня. С другой стороны если дожила - то надо и дальше ползти. В дурной надежде, что тропинка по которой ползёшь, ведёт наверх. "Туда, где чище и выше"(с)

Эпилог. Привиделся мне после всего написанного незримый полицейский, пожилой и добрый. Подошёл он ко мне, положил тяжёлую руку на плечо и сказал устало: "Ну чего кричишь, родимая? Тут нельзя нарушать тишину, иди-ка ты домой. Небось и пол не метен, и щи не сварены. Иди, а то ведь придётся тебя в участок, а там ведь не в пример хуже...Что толку шуметь да добропорядочных горожан беспокоить..." И погрозив, мне по отечески пальцем, пропал.

Comments

Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>

от Сани

А разве это не изначальное условие - всегда оставаться в меньшинстве, быть не понятым практически всеми?.. А если бы то, что ты делаешь, стало очень популярным, звучало по телевизору и из каждого угла - это было бы лучше? Я уверенна, рокеры 80х, да и других времён, тоже считали, что их мало кто понимает, даже когда приходило много людей на концерты и восторгалось ими. Я вот тоже считаю, что меня никто не понимает, хотя и утверждают в голос об обратном. Только ты понимаешь. Я, конечно, не совсем в тему пишу, но в целом - попса в том или ином виде и противоборствующяя альтернатива - это же вечно так было, а иначе и быть не может, наверное.
Пока я писала коммент, малыш искупал в горшке с водой телефонную трубку))

Re: от Сани

Зай, ты этих рокеров почитай сначала.

Эти лица частенько были настолько завинчены в своей пустой башке, что от попсы отличались только одним - своей повёрнутостью на сиюминутных порывах и отсутствием какой бы то ни было идеи, к чему-то обязывающей их черепную коробку кроме изрыгания звуков через ротовую полость или посредством дёрганья проволоки на деревянной коробке пальцами (это раньше, это Сид Вишес и т. д.).
Рокеры восьмидесятых весьма различны. Сравнить Башлачёва, которого ПОНИМАЛА туча народа, Дркина с его песнями, не понять которые может только полнейшее бревно, и БГ, из тех, которые "Смотрит на нас с древнерусской тоской, забыв, что такое боль, забыв о том, что когда нас пинали ногами, мы их имена прикрывали собой" (С)Дэн(? Или Непомнящий?)

А вот попсцам сложнее.
У попсы жизнь тогда и сейчас такая:

"Раз артист - а ну пляши,
Ты для того и созданный".

И:

"А жизнь полна вокзалами,
Номерами бедными,
И лицо усталое
И без грима бледное,

И в полночном поезде
Плакать так захочется
От своей бездомности
И от одиночества"

Это у них там, в "попсе". От певунов до боксёров - одно и то же.
А в нефорах, казалось бы, все всех понимают.
Нефорам проще - над собой меньше усилий. Не только в музыке - вспоминаю слова Ильяса Юнусыча, которого помнит каждый, кто ездил на Зилант после появления Гайдар-Сарая - он бы хотел, очень хотел с нами. Но есть вещи, которые не позволяют.

А я-то тебя точно понимаю, ты это когда-нибудь сама осознаешь.

Мы стали старше, то что мы защищали - никуда не делось, но защита наших идеалов теперь требует большей точности. Затрудняюсь выразиться лучше, как-то так. Повысилась планка требовательности (оттого придирки к вокалу и прочая и прочая) - цивилы остались те же, просто раньше эти цивилы не обращали на нас внимания совсем (ничего что я говорю "мы?) кажется я понял о чем речь.

Для примера - тексты Толкина воспринимаются сейчас так же высоко, как в 93м или 95м годах, и ни одному человеку не приходит в голову к ним придираться. Значит то, что мы стали старше 25ти (а некоторые и 35ти..) - это призыв к тому, чтобы поднять знамя еще выше. Я имею в виду не пафос а точность. А сердечность и душевность всегда в чести у тех, кто вообще понимает о чем речь. Если не понимают - ну.. либо пытаться как ты говоришь "стучаться в сердца" либо... просто оставить этих людей, видимо это не наша аудитория.
Спасибо за сказанное слово. Наверное это именно то, что мне не хватало и не хватает. А по поводу "мы" - я только "за"! От этого теплее как-то...
Да, "знамя выше" - это очень правильно.

а что, кроме полицаев, обывателей и буревестников таки

Если действительно хочется услышать отзыв не от творца и энтузиаста, то вот он.

ИМХО двухполюсная картина, в которой есть только Творцы и Обыватели, не сильно отличается по существу от шаблона тех же обывателей. Если брать аналогии из историй, то мне вспоминается профессор из книги К.С.Льюиса и фильма "Лев, колдунья и платяной шкаф". И другой профессор, преподававший скучную филологию в скучном обывательском Оксфорде. Не боровшийся с попсой и прочей мишурой, а просто делавший свое дело и писавший свои сказки. А еще был третий из инклингов, тихо сидевший на своем рабочем месте корректора и в клубе, состоявшем из нескольких чудаков, писавший и издававший, как их теперь называют, "мистические боевики", никуда никого не звавший, просто показывавший изнанки мира тому, кто умеет видеть.

Можно сказать, что это же Творцы, великие сказочники и т.д. и т.п. А вот для окружающих и своих студентов все они были такими же серыми скучными людьми, как и все прочие безликие обыватели. И суждения по разным актуальным в ту пору вопросам выдавали порой не менее серые и скучные. И клеймили их политически активные студенты всякими разными словами, причем вполне заслуженно, ибо не звали те профессора своих студентов на штурм и на борьбу, а тихо удивлялись их экстремизму. Про их сказки же заговорили уже после их смерти, при жизни же не обращали внимания - ну, "вкладываются в хобби", как у тебя сказано, солидные джентельмены...

В общем:

"Надо идти на штурм!
Освобождать человечество!
А они не спешат!
Идут в парикмахерскую!
Сегодня на карту
Поставлено будущее!
А они говорят:
«Неплохо бы выпить пива!»
Люди только мешают..."
(с)Х.-М. Энценсбергер

Re: а что, кроме полицаев, обывателей и буревестников та

И к слову... если бы у того же Профессора поинтересовались насчет сказок и песен других творцов, он бы в первую очередь придрался к качеству. Да и придирался(достаточно сборник его писем почитать), а многие вполне допустимые(на вкус самих творцов и любителей их творчества) шероховатости просто на дух не переносил. К своему творчеству он так же относился, конечно.
Ну, это мы ещё посмотрим - кто до конца улочки дойдёт, а кто землюшку обыймёт...
Вспомнилась фраза из какого-то фильма (дословно не приведу, ибо давно было да и подхвачено при переходе из одной комнаты в другую), которую сказал профессор студенту-"поэту": "Ваши стихи технически великолепны. Но они никогда не будут прекрасны в полной мере, поскольку в них нет души." Возмущавшийся до этого на несправедливость преподавателя студент был огорошен.
Очень вовремя для меня этот пост появился. В важный момент.
Мне кажется, дело в том, что "искусство" становится доступней. Отсюда общее желание творить, причем творить шаблонно, потому что СМИ задают эти самые шаблоны, "мейнстрим".
Но беда в другом - тех, "кому надо" становится всё меньше.

Это только так кажется. Это просто те, кому "не надо", становятся всё громче и крикливее - пытаясь громкостью своих внешних проявлений компенсировать внутреннюю пустоту.

Но мы - те, кому "надо" - есть, и нас - очень даже немало - уверяю. "Они, как искры золотой руды, рассыпаны среди грубых и темных гранитов." (с)

Кричать, чтобы докричаться давно не в моде.

Да, это одна из самых серьёзных бед современного общества - важен не результат, да и во многом и не процесс - важно обозначение этого процесса.

Всё равно как многие сейчас гордятся не фигурой, и даже не тренировками - гордятся тем, что "ходят на фитнесс".

Мы становимся обществом карго-культа - имитируем внешнюю сторону сложного процесса в бесполезной надежде получить полноценный результат.

Вот и возникает вечный, и уже почти попсовый вопрос "как жить дальше"

На это есть столь же попсовый ответ: "День за днём". Пока есть хоть один человек, кому "нужно" - нельзя уходить.

Чувствую себя индейцем, которого медленно, но уверенно теснят в резервацию

Ну так "мы не в Чикаго". Тут Россия - и сюда приходило немало граждан, желающих загнать наших предков в резервации. Очень плохо эти граждане закончили, причём все. :)

Как там у Некрасова:

Не верь, чтоб вовсе пали люди;
Не умер бог в душе людей,
И вопль из верующей груди
Всегда доступен будет ей!
Будь гражданин! служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви;
И если ты богат дарами,
Их выставлять не хлопочи:
В твоем труде заблещут сами
Их животворные лучи.
Взгляни: в осколки твердый камень
Убогий труженик дробит,
А из-под молота летит
И брызжет сам собою пламень!
Но, тем не менее, пока есть те, до кого удается докричаться, отчаиваться не стоит. Значит, не все потеряно. Что нам остается, кроме эстель - вечной путеводной звезды, что всегда ветит над головой? И, быть может, эта звезда зажжет веру в то, что те, до кого удалось докричаться, те, кто ушел вдаль. а то и вовсе услышал песни, так и не став знакомым, продолжат общее дело и станет пытаться докричаться уже сам. Сколько проснулось от твоих песен, Тэм, а ты о них не знаеш? Сколько сердец тронули твои стихи, твоя вера? Сколько светильников зажглось светом звезды надежды?
Пока есть кому петь об этом - мир будет жить.

Я прошу прощения за то, что обратилась на "ты" без разрешения. Мы не знакомы, зато песни знакомы уже очень, очень много лет, десять лет. *глубокий поклон безграничного уважения и благодарности*

Edited at 2010-05-27 12:49 pm (UTC)
Мать моя драконица в этом году отмечает пятьдесят второй день рождения, а и по сей день верит в романтику, дружбу, любовь и иные миры) Мне в этом году будет как раз-таки двадцать пять, но и я не собираюсь отказываться от чудес. Не всё так плохо, как может показаться. Нас есть, и мы в тельняшках!
А техника - это и правда очень хорошо, и повышать эту планку тоже надо. Только вот без души она - ничто. Мне в этом плане сразу вспоминается "Мастер арфист" Маккефри, а ещё точнее - два персонажа: Петирон и Робинтон. Первый писал пышные, великолепные, стройные и созвучные музыкальные произведения - вот только песни второго всё равно больше ложились на сердце людям.

Не надо вам никуда уходить. Вас слушают и любят, а уж эта планка "как все" - да не существует её в природе на самом-то деле) Каждый по-своему оригинален, просто надо это понять - вот с этим у "обывателей" и проблемы.

И вообще, вот.
Не грустите)
Стучаться нужно, потому что есть те, кто может откликнуться на зов. Потому, что если не стучаться, не смогут научиться этому те, кто, быть может, сможет достучаться до других, там, далеко впереди.
И - спасибо вам, что ещё стучитесь. Для меня ваши песни стали откровением, задевающим внутренние струны.
Тэм...
Я не понимаю в тему я или нет, рассеянная слова в строчку не собрать, но я вот что скажу.
У меня сейчас очень трудное время, муж ждет операции, ее откладывают без объяснения причины, а ее еще надо пережить. И ему и мне. Я мечусь между Питером и Москвой, пытаясь успеть и дела поделать и побыть с ним, пока у нас снова есть отсрочка. Всю жизнь моя нервная сиcтема хранила меня: со стресса меня клонило в сон и мне снились прекрасные сны. Сейчас не работает, видимо таков путь. Так вот. Единственное, что меня сейчас хранит и бережет это ты. Это твои песни и твой голос, твоя сказка, твоё волшебство. На меня накатывает и гнет, а я слушаю твои песни и иду дальше. Я делаю сейчас какие-то дела, но по сути все, чем я сейчас живу это он и твоя сказка. Я окунаюсь в твою сказку и все пропадает. Переживания, страхи, неверие, ощущение собственного бессилия превращаются в Веру, осознание и силы идти дальше. Я сейчас не знаю, как бы я справилась без тебя.
Спасибо.
Огромное гигантское Спасибо до Неба.
Я не знаю, как сказать этого по другому :(
Спасибо, Тэм.
без анализов и аналогий - просто Спасибо.
Нас пытаются сделать частью системы. Оттуда и все эти речи: "Ты как все" "Все мы одинаковы", но это всего лишь попытка поглотить нас.
Насчет 21 года это ещё хорошая картина. Все чаще встречаются "полу-дети" те кто с молоком матери впитывают правила системы.
К счастью не все так печально, нас мало, но мы есть. И таким как ты, сужденно внести гораздо большую лепту в изменение мира, чем думают некоторые.
Именно открытие людских сердец дает нам надежду. И сегодня надежда многих это ты.
у меня есть свое наблюдение на этот счет. буду говорить за свое поколение, 18-20 лет. Общаюсь со многими, совершенно разными людьми. И вижу прежде всего лицемерие из-за панического страха быть непонятыми. Или раздавленными за мягкотелость. Как-то вот повелось: будь циником, прячь эмоции, больше гордости, вместо "прости" говори "сам виноват", слушай западную попсу или r'n'b, ибо они круты, у них тееексты (на деле мало кто даже понимает, о чем они там поют. Различают некоторые фразы в лучшем случае). А вот прообщаешься с таким, а потом вдруг узнаешь, что он по вечерам классическую музыку слушает и плачет... Вот только никто об этом и не догадается ни в жись, а главное - не должен догадаться. А то непременно осмеют, или воспользуются мягкостью и сомнут... Хотя сами такие же... и конечно же, стереотипы, это вторая проблема. Вот этот, этот и этот исполнитель - отстой, а вот этот крут! А подсовываешь например текст того исполнителя, которого этот человек никогда не стал бы слушать, и вдруг тот проникается и очень удивляется авторству. И такое бывало (более того, так и делаю). Так же и с книгами, и с художниками (сама очень удивилась, что не только мазню рисуют наши современники, но и поразительную красоту, жаль только, что ходу им особо не дается). С кино интересно. Мое окружение говорит, насколько упал уровень актеров, а в особенности сценаристов, и притом все равно смотрят, потому что больше нечего (а может в надежде, что уж в этот раз снимут наконец что-то нормальное, неизбитое?). И одна и та же рецензия, "спецэффекты ничего, но больше смотреть нечего".
Прошу прощения, увлеклась. Просто главное, что я хочу сказать - большинство не настолько тупо, цинично и пошло, каким кажется. Просто почему-то есть тенденция - не казаться умнее других, прятать лучшее, что есть внутри, видимо боясь это растерять. И не показывать, чтобы не быть осмеянными, либо "отсталыми". Как ни грустно, этот еще приправленно всеобщим стремлением "не быть как все". А, да... еще все конечно говорят, что Бога нет, ангелы давно пали и феи засохли вместе с цветами. Но каждый раз на день рождения, задувая свечи, просят чуда...
З.Ы. Хотя мне повезло встретить единомышленников. Тех, кто не боится признавать, что читают не Донцову, а Достоевского, что слушают Дебюсси, а не Катю Лель. И тех, кто воплощает свою сказку - оживляет мир Толкиена или погружается в прошлое. И не отрекается от своей маленькой веры, что когда-нибудь мир станет лучше.
Тэм, разреши поблагодарить тебя именно за это умение нести Сказку, растить, вскармливать ее, как дитя, и делиться ею с нами. Знаешь, я верю, что пока есть такие, как ты, мы все - небезнадежны. Потому что кто-то вдруг остановится и услышит. И может, донесет дальше. Знай, есть еще твои единомышленники на этой земле.
Лучше не скажу. Подписываюсь под вашими словами :)
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>