?

Log in

No account? Create an account
Лаурехэнно

Про ученичество

В этом тексте речь пойдёт об Ученичестве. Это долгий, во многом спорный и филосовский разговор. Поэтому я прячу его под кат
Начну как всегда: "Други, ничего личного!" Опыт показал, что очень часто когда я пишу подобные тексты, люди из ближнего и дальнего окружения начинают думать, что это про них написано. И некоторые делают поспешные выводы и резкие движения. Не надо. Философская беседа того не стоит.
Начну, как всегда, издалека. Всем (ну или почти всем) известна формула просьбы об ученичестве из Чёрной Книги:

"-Сердце моё в ладонях твоих, Учитель
- Мир мой в ладонях твоих, Ученик..." (с)

Как часто мне протягивали руки и просили. А я не умела отказать. Да вот только из большинства таких просьб ничего не вышло. Потому что не произошло обмена. Учитель и Ученик должны подходить друг другу как ключ и замок. Иначе не избежать разрушений. Ученичество - это взаимодействие, всегда. И это всегда готовнось жертвовать, обоюдно. Честно говоря, мне трудно объяснить словами то, что я просто знала и ощущала внутри себя всегда.  И часто, пытаясь следовать этим "суевериям" в человеческой жизни я крепко получала. В основном дело кончалось непониманием и предательством. Или простым равнодушием.
А вообще Ученичество, на мой взгляд, это что то пронзительное, проникающее глубоко внутрь - как узкий кинжал в сердце. Как глоток неведомого доселе зелья. И вот здесь нужно доверять Учителю. И быть готовым к любым последствиям. Учитель же берёт на себя ответственнось. И должен быть готов отвечать, если что.
Кто то может сказать, что моё виденье процесса  отдаёт мазохизмом и чернушничеством. Может быть. Но я могу сказать, что несмотря на то, что мои учителя не всегд вели себя высоко и великодушно, моё ученичество было счастливым. И плодотворным. Хотя, от него оставались раны и шрамы.

Большинство людей, приходящих ко мне с ученичеством видят его как возможность зачерпнуть из колодца. Пусть. Мне не жалко. Только вот толку от этого будет мало. Нужно обязательно что нибудь принести с собой. Бросить в этот колодец грошик или цветное стёклышко. Люди редко это понимают, и часто обижаюся что не могут утолить жажду из моего колодца. Я плохой учитель? Не думаю. Просто я не люблю осторожных и слабых. Не люблю тех, кто действует по рассчёту.  Мне не интересны те, кто не способен пожертвовать чем либо для достижения цели.

А ещё отдельного слова заслуживает желание "учиться жизни". Мне за этим видится краткий, но эффективный курс выживания для молодого Иного/Одарённого/Неформатного (продолжите сами). Несомненно, я могу научить многому. Например, как сшить квенскую рубашку или из чего сделать пояс. Или как выжить на игре, и что поможет от головной боли. Это всё личный опыт. Но вслед за этим мне мниться, что для того, чтобы учиться у меня "жизни нелюдя" нужно быть рядом со мной. А любой из моих родственников и знакомых подтвердит, что это очень нелёгкое дело. Со мной трудно, и акт самопожертвования тут неизбежен. Степень его каждый определяет для себя сам. И тут же возникает вопрос: а вам оно надо?  Мне вот с моими учителями тоже было трудно. И меня часто били "мордой об стену", случайно или просто до полного морального удовлетворения. Кстати, о том, как трудно жить рядом с Учителем в легендах обычно не пишут, равно как и про морду и стену. Вы тут же захотите спросить: "А что без этого никак?" Отвечу: Учитель и Ученик люди близкие, а значит задеть друг друга, пусть даже и случайно, гораздо легче. Там любая житейская царапина будет проступать на сердце и кровить.  Впрочем, это опять моё, личное.

Мне кажется, что ученичество и Вера в Бога очень близкие понятия. По ощущениям. Когда то мне довелось прочитать очень сильный образ: "вера - это клинок в руках Господа, острие которого направлено тебе в сердце. Ты готов принять его?". Вот для меня так же и с ученичеством. То же ощущение.
Может быть я ошибаюсь, но я в это верю. И мне нужно было об этом сказать.

Comments

Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
А почему именно сейчас?
Да как-то вдруг накатило...Можно было бы наверное полениться и промолчать. Да вот не получилось...

Edited at 2008-12-03 12:06 am (UTC)
Хороший текст.

Есть еще проблема на нашей местной почве, в силу контингента, наверное: ученикам не принято отказывать в ученичестве, если кто предложил себя, надо брать. Аналогия с танцплощадкой: если пригласили - уже надо идти, не ждать следующего. Много глупого и незрелого от этого происходит. В общем, ученичество - заморская культура.:-)
У нас куда не плюнь - "заморская культура":)Я к ней очень привязана и желаю продолжать:)
А про невозможность отказать...есть такое. Кто то ещё на заре мира вложил в мою голову закон, что ученик может уйти от учителя, но никак не наоборот. Чёрт возьми, понадобились годы, чтобы научится говорить "нет"...Окаывается это "легко и приятно";)
Все верно сказано.
Спасибо за текст.
Жаль,что многие не понимают этого..очень жаль..
спасибо.За все.что было и бдет.прсто спасибо,что Вы есть!=)
неожиданно... спасибо! мне никогда не хватало сил и умения писать тексты, чтобы вот так это сформулировать..
По сути практически со всем согласна. Ты молодец!
Ну так если учитель больше не может ничего дать ученику, значит, ученичество закончилось.
Проняло... Хотя, надо признать, что бывает и наоборот: Ученик готов учиться и посвящать себя познаваемому, а Учитель - лишь играет в "Учителя и Ученика", отказываясь воспринимать всерьез.
интересный текст вышел. перечитал его внимательнее...
тот тип ученичества, который Вы описываете действительно очень связан с христианскими установками, и даже более того имеет конкретный пример в православии (навскидку не могу припомнить что-то аналогичное в католичестве, но чутье мне подсказывает, что оно там есть) - старчество и духовничество. у Вас Учитель работает по тем же моделям, что и Старец, а главное, чего Вы не написали, но что скользит в ваших представлениях о мистической связи между Учеником и Учителем, - это некоторая Одаренность Учителя и его способность Прозревать. поэтому далеко не каждый может стать Учителем, проводником - многие же остаются ремесленниками, хорошо знающими свое дело и сносно умеющими передать его другим, но не более того. поэтому учительство, равно как и старчество, не может стать явлением повсеместным, и часто мы сталкиваемся с имитацией оного (кто-то там выше писал про эту "наигранность").
проблема конечно сложнее, поскольку Учитель не всегда сверхОдарен в том, чему учит, с другой - Одаренный не всегда может быть Учителем, с третьей - само ученичество может не сложиться (иногда приходится менять старца-духовника), но все же хочется предостеречь от того, что Ученик не может стать таковым сразу же, без проверки и без попытки, ему надо походить некоторое время в послушниках, а уж потом метить в Ученики, равно как и Учитель не появляется из ниоткуда, его появление сопряжено с развитием личности и саморефлексии - провозглашение себя Учителем - это шаг очень опасный и ответственный, потому что Учитель должен балансировать на краю между собой и Учеником. мало есть людей, которые действительно на это способны.
Спасибо, Тэм. Темы ученичества и пути когда-то были моими излюбленными темами для беседы. Приятно видеть, что для кого-то они остаются такими и по сей день. Видимо, это и есть судьба или же, как говорится, просто так фишка легла - уже совершенно неважно.
Я очень редко рискую обращаться к Вам впрямую через Ваш журнал, но тут не удержался. Спасибо за этот текст. Он очень во многом совпал с теми мыслями, чо довольно долго мучают меня, потому что в ситуации "Учитель-Ученик" я нахожусь довольно давно. Иногда я становлюсь первым "У", иногда, (последнее время, чаще - вторым) Это действительно весьма болезненный процесс. Он не обязательно включает в себя вытирание мордой о кирпич, хотя, это вытирание - один из самых действенных способов чему-то научить. Но как бы ни складывались взаимоотношения, они всегда обоюдоостры и невероятно страстны и болезненны. Это связь на каком-то сообом уровне, для поддержания которого - если ты хочешь брать и отдавать - нужны недюжинные силы и абсолютная готовность...
простите за несвязность... просто размышляю
Мордой об стол/стену/кирпичи - все сойдет, и разумным учеником воспримется без обид. Главное - не об пол. Вот унижать нельзя. Никогда. На этом ученичество заканчивается. Быстро и сразу. Это самое дурное, что может сделать Учитель.
А самое дурное, что может сделать Ученик - равнодушие.
Мягкое, липкое равнодушие, медленно вползающее на урок, притворяющееся чем угодно, в часы уничтожающее то, что достигалось месяцами.

Когда Учитель отдал все, что у него было, ученичество заканчивается. Но когда Ученик становится равнодушен, у него должно достать сил и ума прекратить ученичество самому. Потому что колодец Учителя бездонен и неосушим, но только до тех пор, пока в него не бросили зародыш этой твари, пока он не увидел, как гаснет что-то в глазах Ученика.
А ты всегда знаешь о том ,зачем к тебе пришел человек?
Про "учиться жизни". Да неужели ж для того, чтоб посоветовать кому-то, как сшить рубаху/пояс, дать таблетку от головы - вам нужен свет в глазах и самоотдача? Вот про музыку ничего не скажу - не одарена. Тут вам действительно виднее, кого учить. Но "быть рядом", чтобы просто перенять что-то поезное... Зачем?
Нет, для того чтобы показать как шить рубаху, мне не нужен свет в глазах "вопрошающего". Так ведь почитайте внимательно - они не этому хотят учиться. Они хотят научится быть "не человеком". Они хотят жить "как я". А для этого надо посмотреть поближе, как я живу. И что у этой жизни тоже есть и обратная сторона. Избитая фраза конечно, но за право быть собой надо платить. И у каждого плата своя. И прежде чем вступать на этот путь, надо ответить на вопрос, готов ли ты платить.
Научить можно всему, а уж как это будет воспринято... И понято...
Вот чтоб было понято так, что принесет потом пользу, можно и "мордой о косяк", но только без "аааа, у тебя не получается! Не буду тебя больше учить! Ты не понимаешь!"
Пару раз мордой о косяк - и понимание приходит, как миленькое... Хотя и это можно делать по-разному. Иной раз след только на морде остается, иной раз - на душе шрам, а иной обходится и без второго, и без первого... И научАются же...
"Научить можно всему" - А нужно ли? Всем ли нужен дар ученичества, и сколькие из пришедших дойдут до конца (это в том случае если в "Дано к задаче" указано, что научиться может каждый.)?
"Пару раз мордой о косяк - и понимание приходит, как миленькое... "
Понимание что ты, э-э-э-э, теперь можешь наконец то гордо отличаться от окружающих? Ну после косяка то возможно...
Бр-р-р...
Спасибо.Очень верно и для меня.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>