?

Log in

No account? Create an account
Задумчивые Тэмы

Культпоход в театр, или "принесите тазик". Очередной эпизод

Вчера мы посетили странное мероприятие - "Фэнтази-оперу Лаан Гэлломе". Давно я так "ментально" не травился. И хотя я понимаю, что рискую сделать рекламу куче навоза, я всё таки вешаю отчёт по увиденному. Много букв, поэтому прячу под кат.. Иллюстрации - вот здесь https://vk.com/gellome17. Но на ночь смотреть не рекомендую. Вступать в холивар с создателями - тоже - ибо самоуверенные хамы.

Итак, вчера мы посетили «фэнтази-оперу Лаан Гэлломе». Имею желание высказаться.
Для начала, вот прям с порога, необходимо сказать, что если кто-то вдруг решит, что критика это признак «неоднозначного, небанального шедевра, не всем понятного», то это не так. Я пишу этот отчёт для того, чтобы, во-первых обозначить своё мнение, а во-вторых потому что есть вещи, про которые молчать нельзя – надо предупредить людей, вдруг поможет.
Учитывая хамоватую натуру авторов, может возникнуть вопрос, «да кто я такой, чтобы тут критику наводить, и кому она вообще интересна?!». Я – тот, кто пришёл на Эльфятник в 1993-м году, я один из последних оставшихся в живых менестрелей, написавший «по теме «тех земель» более 150 песен. И я тот, для которого Чёрная Книга Арды не просто симпатичный апокриф (или, как теперь принято писать «фанфик»), не библиографическая редкость. Это мир, в который я верю и мне нестерпимо смотреть на то, как его живую плоть кроят на лоскуты во славу собственных амбиций. Да, в отзывах я уже прочитал, что те, кто ругают вчерашнюю «фэнтази-оперу» сродни жестоким Валар, избивающим Тёмных эльфов во славу нерушимости канона. Хорошо, ради этой возможности я даже встану в ряды Валинорского войска. И кстати, о каноне.
Сидя вчера в зале, я чувствовал себя Кисой Воробьяниновым из небезызвестной экранизации «12-ти стульев», который смотрит «Женитьбу» Гоголя в постановке революционного театра. Песни «Шумел камыш» на французском в характере «Марсельезы», конечно, не хватало…но тут уж не до капризов. Немного отойдя от тошноты на почве увиденного на сцене, я долго думал, что мне так мучительно напоминает «шЫдевр» «символистов-минималистов» (это тож из отзывов взято). А потом меня осенило. Местами действо – вылитый фанфик по «Трём толстякам» (да простит меня ещё одна безмерно любимая сказка!). Причём в этом фанфике у оружейника Просперо роман с куклой наследник Тутти (да, именно с куклой, а не с живой танцовщицей Суок), а гимнаст Тибул дунул кокаина и играет в менестреля Гэлрена. В целом опера вообще напоминает любительский спектакль в кокаиновом притоне. И стилистика костюмов – вполне себе. Да, авторы в паблике что-то там писали про «нереконструирование мира Тёмных Эльфов на сцене и обнажённые души». Тогда вопрос: а вам эта легенда зачем? Зачем ваши многоярусные оперные экзерсисы написаны именно по этой книге? По миру, с очень чёткой эстетикой, невероятно тонкими линиями и интонациями, с полным отсутствием пошлости? Если вы хотели выйти «в люди», на широкий простор, то в принципе по фигу какую легенду «цивилам» рассказывать. Тем более, что и название то не всякий с разгону выговорит. А если и выговорит, то тут же забудет. Да, да… не моё это дело. Нечего мне нищеброду и неудачнику лезть в чужие попытки стяжать славу и остаться в веках. А попутно – еще денег заработать. Авторы то все сплошь – профессионалы. Да, модное слово сейчас, очень. Правда не понятно, по каким критериям это определяется. Если по диплому – то я вот должен быть профессиональным агрономом – 6 лет учился и диплом с отличием! Но агроном, увы, из меня никакой.
Когда-то давно меня мои учителя приучили к тому, что профессионализм и пошлость – не совместимы, и «никакие связи не смогут сделать ножку маленькой а душу – большой» (с). И что сцена – это совершенно особое место, туда нельзя с бездарностью. Если это не выкидыш работников культуры деревни Ретузово. А ещё я всегда считал, что результат довольно точно определяется по реакции публики. В процессе спектакля – жидковатые хлопки, и аура пришибленности – по окончании… Нет, конечно были и довольные зрители, и цветы исполнителям. В целом – вполне нормально, что есть те, кому это понравилось. А мне? Мне было тошно и больно. Как бывает больно смотреть на сильного хищного зверя, который погиб, и теперь в его шкуре копошатся опарыши. Закон природы… «вино переходит в уксус, а Мюнхгаузен – в Феофила» (с). По сцене в рамках легенды бродят неодетые души в лохмотьях – в целом вполне символично. Интересно, авторы видят свои души такими в зеркалах? Вряд ли. Музыка…ну тут я промолчу…куда мне со своими простыми гармониями. Но всё-таки хотелось бы знать – вышел ли из зала хоть один человек, способный повторить хотя бы одну прозвучавшую тему? Ладно-ладно, товарищи профессионалы, не моё это дело. А вот про текст скажу. Что-то там было про Валар, которые «строгают лютни и нюхают цветы». Вот тут текст тоже строгали. Тупым рубанком, у верстака, рифмуя смело и от широкой души…А потом эти самые рифмы как занозы попадали в изнеженную хорошей поэзией душу…И нет, нет не в хорошем смысле, может от того и хочется кричать и я никак не могу отказать себе в написании этой простыни…
Впрочем, всё же за одно я благодарен авторам. Они дали мне возможность посмотреть на ЭТО БЕСПЛАТНО, я добровольно потратил время и нервы, и в целом даже не жалею. В 2014-м я видел их постановку на Зиланте. И тогда она казалось мне картиной «Девять кругов ада, написанные в характере промысла Хохлома». Я думал, страшнее уже ничего сделать нельзя. Ан нет! Умудрились таки, гении! Огромный шаг вперёд по стезе ужаса, абсурда и бездушности. Но в качестве культурного мероприятия на сцене ДК колхоза «Красный лапоть» это будет смотреться практически культурной революцией! Есть ли смысл убеждать тех, кто «слаще морковки ничего не видел» в существовании шоколада? На вкус и цвет… Удачи всем, кто захочет потратить на это не только время, но и деньги. Да, пиар не бывает чёрным или белым, и всё ныне идёт во славу… И я рискуя вызывать таки в зрителях любопытство, всё же призываю задуматься, прежде чем с головой погружаться в этот мир отважного пэчворка и кокаинового угара.

Comments

Сходил по ссылке, ознакомился с фотками.
А что там делает противогаз на сцене? И красный мячик?
Противогаз на сцене - это орки, очень искажённые орки. Видимо скрещенные с Великим Духом ОБЖ :) А про красный мячик - увы, друг ничего не могу сказать. Тут все вопросы к нашим "символистам-минималистам":))
искаженные орки... это же, это ж вот надо ж было так - похоже эти люди прямо таки переплюнули Сильм-экстрим по "рамкам ангбандской эстетики". Куда там бедненькому Экстриму, отдыхают в уголочке, а эти - да! Сила! Мощь! Уж исказились так исказились, не поспоришь.
Может, сердце подержать дают?
Что-то мне подсказывает, по ряду фоток, что авторы так видят сердце Арды. Ну или в целом - это образ сердца О_о
Вот с одной стороны очень хочется прочесть/увидеть/услышать это. С другой, я так люблю этот мир, что боюсь.
Подожду, пока в сети появятся отрывки записей и съёмок :)
От картинок просто наступал двуручный фэйспалм. От обсуждений рук для фэйспалма стало резко не хватать, а из цензурных слов остались только предлоги. То, что показывали на "Арде и Арте" в 14 году, было зерном, из которого могла вырасти красивая сказка, и очень жаль, что выросло это эээ... несказуемое.
Если уж у меня, светлого эльфа на всю голову, такая реакция - то тем, кому этот мир свой и родной, могу только посочувствовать.